«Размышления о гуманитарном образовании…»

Здравствуйте, мои дорогие старые и новые знакомые, поЧитатели рубрики ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ КНИГИ!
С вами снова я, АРСЕНИЙ В. Н.

Заканчивается очередной учебный год, уже второй год без меня. Скоро снова прозвенит последний звонок, прозвучит очередной вальс выпускников. Это всегда радостный и в то же время грустный момент жизни для учителей, родителей и учащихся. В связи с этим предлагаю немного поразмышлять о проблеме гуманитарного образования в школе, ведь школа – это не только источник знаний, она, прежде всего, должна научить мыслить, иначе из неё выйдут ученики «не отягощённые совестью и бездушные ко всему окружающему».
Очень кстати вспомнился замечательный советский фильм «Доживём до понедельника», пожалуй, лучший фильм о школе, который я видела.

Помните, момент, когда учительница приходит на урок и записывает на доске тему сочинения: « Что такое счастье?», а ученик отвечает одним предложением: «Счастье – это, когда тебя понимают». Всю жизнь помню об этих словах, как много в них сказано! Действительно, о некоторых людях остаётся на память только чёрточка между датами, а 15 строчек в учебнике – это большой след, о котором мечтают многие.
Вспомнив этот фильм, прочитала статью в «ВЕСТНИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ» о качестве гуманитарного образования, в том числе литературного. В интернете уже идёт оживлённая дискуссия по поводу будущего образования: отказ от болонской системы в области высшего образования, увеличение количества часов на уроки литературы (с 17 до 35 часов), коррекция программы в сторону произведений с патриотическим содержанием. Хочу в связи с этим задаться несколькими вопросами. Удовлетворяет ли нас современное состояние гуманитарного образования?
Что мы ждём от реформ в этой области?
Зачем нужны нам такие перемены?
Разумеется, я буду рассуждать с позиции практики учителя-словесника, может быть несколько дилетантски, но я посвятила работе в школе всю свою жизнь и остаюсь неравнодушной к тому, что происходит у нас в стране.
В условиях ОГЭ и ЕГЭ работа на уроках часто сводится к пунктуационно –орфографическому натаскиванию, а уроки литературы часто заменяются дополнительными уроками по подготовке к экзаменам. Литературу же, как экзамен, учащиеся выбирают крайне редко, так как в большинстве вузов этот экзамен не требуется. Многие справедливо считают, что экзамен в формате ЕГЭ вообще не способен оценить знания школьника в полной мере. Зачастую ситуация складывается в пользу троечника, а отличник может показать низкий результат, особенно на ОГЭ. В результате страдает именно гуманитарное образование, когда вместо фундаментальных знаний появляется в лучшем случае «компетенция». Дети перестают думать логически, а введённый устный экзамен по русскому языку в 9 классе и Итоговое сочинение в 11 классе лишь частично решают эту проблему. Ведь чтобы написать хорошее сочинение, требуются знания литературных произведений, начитанность, умение анализировать и, конечно, грамотность. К тому же этот экзамен оценивается как зачёт/незачёт, и оригинальных работ бывает немного, многие сочинения укладываются в рамки стереотипа, т.е. написаны по шаблону из интернета.
В школах нашего города мало гуманитарных профилей. О чём это говорит? О плохих учителях-словесниках? Об отсутствии желающих продолжать обучение по данному профилю? Думаю, проблема в самой организации профильного образования, в результате которого самые заинтересованные уходят в другие школы, пополняя ими число стобалльников, а кому это не принципиально, идут на тот профиль, который предлагает школа.
Я уже писала в своей рубрике о значении раннего знакомства с художественными произведениями, рекомендовала статью о методе интерактивного чтения (совместного с родителями) пропагандировала творчество В. Крапивина и Н. Носова- замечательных детских писателей. К сожалению, в программу включают довольно сложные литературные произведения, которые могут только оттолкнуть ребят от чтения. Но большая опасность таится в облегчённых и малохудожественных текстах.
Недостаток учебного времени — это уже проблема учителей.

При малом количестве времени, отведённых на литературу, (в 5, 6 кл. – 3 часа, 7,8,9 кл. — 2 часа), при большом объёме произведений на анализ и разбор произведений остаётся мало времени. А ещё теория литературы и уроки развития речи… Вот и получается, что на обратную связь, когда должен говорить ученик, времени совсем не остаётся. В старших же классах вообще приходится давать сплошные обзоры.
Думаю, что в условиях новой России, проблема гуманитарного образования тоже должна решаться по-новому. И не решая этих проблем, мы лишаем себя будущего. Большая надежда на новые инициативы в области образования. И пусть неравнодушные к этому будущему люди в Госдуме и правительстве своевременно позаботятся об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *