«Эшелон на Самарканд»

Приветствую любителей почитать что-нибудь «вкусненькое»!
Сегодня я решила приготовить для вас скорее не вкусненькое, а горькое и остренькое. Почему так? Поймёте, читая дальше.
Мы будем говорить о творчестве Гузель Яхиной, несомненно, очень талантливой современной писательнице. Мы уже знакомы с вами с творчеством Н. Нестеровой, Д. Рубиной, которые унесли нас в свой увлекательный мир. Мы отметили их привлекательные стороны: фундаментальность, выбор тем, увлекательный сюжет, великолепный язык. Нужно сказать, что прочитанные мною книги Яхиной ничуть не уступают во всём этом названным писательницам.
Речь пойдёт о двух прочитанных мною произведениях Г. Яхиной: «ЭХШЕЛОН НА САМАРКАНД» и «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА». Последний роман, кстати, экранизирован, в главной роли – Чулпан Хаматова. В них затрагиваются болезненные для нашей истории темы: расцвет и гибель Немецкого Поволжья (роман «Дети мои»), раскулачивание и переселение в Сибирь, голодающее Поволжье и беспризорные дети. Интересно, что разные люди отзываются об этом по-разному: одни говорят о романтизации страшных событий, другие – что автор очерняет всё лучшее в прошлом. А каково было тем, кто в этом ужасе жил? Почему же мы до сих пор так болезненно относимся к нашему прошлому? Наверное, потому, что оно нас волнует, только каждого по-своему.

Гузель Яхина родом из Поволжья, поэтому писать о нём для неё естественно. «Большая часть написанного в романе – правда», — пишет Яхина о своём произведении. А правдивым и увлекательным роман получился ещё и потому, что его события связаны с историей семьи писательницы. И пусть читателя не отталкивает тяжёлый исторический материал. Умный читатель всегда расценит всё правильно.

В романе «Эшелон на Самарканд» голод является не просто фоном, а главным героем. Для молодого начальника эшелона Деева и железного комиссара Белой поставлена задача – довести истощённых детей до Туркменистана, не имея ни еды, ни воды, ни одежды и даже топлива для паровоза. Как всё это обеспечить в условиях голода и гражданской войны?
Вот здесь-то и начинается, на мой взгляд, мастерство и вымысел писателя, который держит в напряжении, заставляет волноваться и сопереживать.
Мы видим некоторые сцены как почти документальные, а другие написаны в жанре кинематографического «Красного истерна» (вестерн), приключенческих фильмов, таких, как «Красные дьяволята», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни». Сюжет умело разбавлен любовной страстью главных героев, дружбой и взаимоотношениями самих беспризорных, платонической любовью старика-фельдшера к молодой медсестре Фатиме — единственной из персонала, которая имеет имя, и о которой мы узнаём подробности жизни. Она женщина–красавица, по профессии ученый-ихтиолог, прибилась к эшелону по собственной воле, чтобы унять боль из-за смерти сыночка Искандера. Дети описаны и как масса, и как ярко обрисованные индивидуальности. Особенно трогательным получился образ Зугрейки, мальчика-аутиста с трудной судьбой. Мальчик, как считают, является прообразом деда писательницы, которого многодетная семья отдала в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти, а он оттуда сбежал и, став беспризорником, был отправлен в Туркменистан на поезде. Затем, вернувшись в Татарию, всю жизнь был благодарен советской власти за своё спасение, семью винил за то, что его бросили. В романе мать Зугрейки тоже, отчаявшись спасти сына, бросает его на ж/д станции в надежде на чудесное спасение. Но чуда не происходит. Зугрейка звериным чутьём угадывает путь домой, но находит мать мёртвой. Деев увидел его на рельсах движущегося поезда и забрал с собой. Зугрейка – один из самых трагических образов романа, которому посвящена целая глава, обожал Деева, называл его старшим братом, слепо верил в его силу и могущество.
«Через образы Зугрейки и Деева я хотела рассказать о советском человеке», — говорит Г. Яхина.
Благодаря неимоверным усилиям Деева, Эшелон достигает-таки Самарканда. В сочетании жестокости и настоящих подвигов видится суть советского времени. В этом сложность для нас сегодняшних выработать своё отношение к советской власти. А дети являются мерилом совести. На пути эшелона им помогают и свои, и чужие, и большевики и басмачи.
Дай Бог, чтобы так было всегда, чтобы не оскотинились люди и не делали из мирных жителей живые заслоны, как это сейчас происходит на Украине. Больно!!! О Зулейхе напишу в следующей публикации. Там тоже всё не просто, поэтому сегодня уже не хватает эмоциональных сил.
До встречи! С вами была В.Н. АРСЕНИЙ.
Для любителей аудиоверсий можно перейти по ссылке:
https://knigavuhe.org/book/ehshelon-na-samarkand/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *