«Лавр»

Здравствуйте, дорогие поЧитатели рубрики «Люблю читать книги»!
Во-первых, хочу поблагодарить учредителей областного конкурса «МЫ – КОМАНДА» за оценку моего скромного труда. Большое спасибо, буду стараться и дальше радовать вас новыми публикациями.
Сегодня хочу поделиться впечатлениями, которые возникли у меня от встречи с книгой Евгения Водолазкина «Лавр», увидевшей свет в 2012 г. Автор – большой знаток Древнерусской литературы и, кстати, ученик Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Эти знания и отразились в истории жизни главного героя романа «Лавр». У него в книге несколько имён: Средневековый травник и врач Арсений, позже юродивый, странник и паломник Устин и, наконец, отшельник и схимник Лавр. Это, по сути, святой человек, отрёкшийся от всего земного, награждённый даром исцеления. Это тип юродивого. Это особые люди с особым даром. В переводе означает «дурак», безумный, обладающий мудростью, специально навлекающий на себя поношения и оскорбления. На юродивых простые смертные всегда вымещали свои обиды, их боялись и ими восхищались. Вот этот мир отразил Е. Водолазкин в своём романе.


А знаком ли вам такой жанр, как житие? Для того чтобы дать правильное определение, заглянула в Википедию: «Житие святого, как правило, не связано с историческими фактами. Это рассказ о духовных подвигах, чудесах, знамениях, предсказаниях». Именно этим житийная литература отличается от биографии. Жития были также ценным источником культурной и бытовой истории Древней Руси.
В романе Арсений пытается искупить свой тяжкий грех, который повлёк за собой смерть молодой женщины и их общего ребёнка. С этой целью Арсений покидает свой ветхий дом, где жил со своим дедом- знахарем, и отправляется пешком лечить людей от страшного мора, который забирал людей целыми деревнями. Таким образом, герой проходит много дорог, совершает чудеса исцеления, подвергается смертельным опасностям, с паломниками доходит до Иерусалима и возвращается в исходную точку, живя отшельником недалеко от того места, где родился. Спираль времени завершается спасением девушки, которая прибегает к нему, спасаясь от преследования за колдовство. Спасая беременную женщину, Лавр берёт на себя ответственность за её ребёнка, он отрекается от своей чести, совершая свой последний жертвенный поступок.
Времени нет, это основная идея романа.
В комментариях многие упрекают Водолазкина за излишний натурализм во многих сценах, (например, сцена родов в начале и в конце романа). Указывают на литературные ляпы, жаргонизмы, употребление сленга, не свойственного тому времени, наличие пластиковой бутылки в лесу на пути Арсения. Но случайно ли это? Конечно, такой мастер, историк и знаток древней литературы не мог себе позволить. Всё дело в авторской идее: времени нет или оно не линейно. Например, один из героев, Амброджио, говорит: «Я скажу страшную вещь. Мне кажется, что времени нет. Всё на свете существует вневременно, иначе как бы я мог знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божьему, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей».
Эта цитата подтверждает, что Е. Водолазкин – писатель удивительный, настоящий философ. Читать «Лавра» мне было очень интересно, книга поглощала целиком. Многие цитаты – настоящие откровения. Роман восхитительный и глубокий. Необычный формат жития, язык и тонкий юмор, запоминающиеся образы разбойников, юродивых, монахов, паломников — всё в нём удивительно и свежо. Всё говорит о мастерстве автора. Но главное, что это роман о людях, с их верой и душой, суевериями и предрассудками.
А мы, какие люди?
Во что и кому верим?
Куда идём, когда нам трудно?
О чём просим, стоя перед иконами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *