Об истории наставничества

Здравствуйте, уважаемые читатели рубрики ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ КНИГИ!
2023 год, как известно, объявлен Годом педагога и наставника. Это очень правильно и своевременно. Являясь ветераном педагогического труда, я прекрасно понимаю важность и актуальность такого решения, поэтому решила посвятить несколько статей этой теме. Первое, чем я заинтересовалась, стала тема об истории наставничества, о ней сегодня и пойдёт речь.
Наставничество – тема неисчерпаемая, её история начинается с античных времён, ибо воспитанием подрастающего поколения занимались во все времена.

Так, Ментор, друг Одиссея, был воспитателем и наставником у его сына Телемаха на Итаке. Как известно, Одиссей постоянно отсутствовал дома, и сын, росший без отца, нуждался в заботе и воспитании. Позже имя Ментора превратилось в обозначение наставника, учителя – сначала почтительное, потом ироническое, в значении «менторский тон», назидательный, поучающий. Наставник – это скульптор душ, говорили в то время, потому что именно он, а не родители заботились о воспитании ребёнка. Так долгое время было и в России, а в середине 19-го века была введена даже должность классного наставника, который нёс ответственность за воспитание учащихся и осуществлял надзор за их поведением.
В истории есть много примеров хорошего наставничества. Сразу приходит на память имя В.А. Жуковского, наставника русского царя Александра II. У него была цель вырастить русского монарха просвещённым и образованным

Считается, что решение об отмене крепостного права – заслуга Жуковского как наставника.

Хороших примеров наставничества в России можно привести много и в жизни, и в литературе. Например, простая крестьянка Арина Родионовна, не умевшая читать, осталась в народной памяти символом любви и мудрости. А.С. Пушкин на всю жизни сохранил к ней трогательное отношение, посвящал стихи, писал письма. Известно, что именно она стала прототипом няни Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», являлась источником знаменитых сказок Пушкина.
Можно вспомнить учителя Карла Ивановича, разбудившего душу Льва Толстого. В автобиографической повести «Детство» писатель пишет о нём: «В классной Карл Иванович был совсем другой человек: он был наставник».
Во времена Пушкина было понятие «властитель дум», если коротко, это нравственный авторитет. Для Александра Сергеевича это были Наполеон и Байрон, кумиры европейской молодёжи первой половины XIX века. Отдавая должное этим историческим личностям, впоследствии поэт преодолевает их влияния. У каждого поколения в разное время были свои властители дум. Это люди, которые учили истине и были популярны. В литературной среде это Н. Некрасов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, позже В. Короленко, А. Твардовский, А. Сахаров, Д. Лихачёв.Литература является настоящей трибуной для всех, а, по словам Е. Евтушенко, «поэт в России больше, чем поэт». Сейчас трудно кого-то назвать таким властелином дум, или они являются ложными кумирами, которые в сложный для Родины момент могут предать. Об этом литературный критик Лев Аннинский сказал так: «Каковы думы, таковы и властители»
Воспитатель, наставник – это тот, кто формирует внутренний мир маленького человека, даёт ему жизненные ориентиры, готовит к взрослой жизни. По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. Но в идеале полезнее встретить мудрого наставника. Лучше, если эта встреча происходит в детские годы, когда начинает формироваться характер. На этот счёт есть замечательная фраза: «Наставить на путь истинный». Это и есть тот способ, который позволит найти себя, раскрыть свою уникальность.

В наши дни наставничество набирает силу, а Год педагога и наставника, безусловно, будет этому способствовать. Больше того, наставничество хотят сделать одним из средств для вхождения России в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования. Это окрыляет, обнадёживает и радует.
Пусть больше никакие западные влияния не помешают это сделать. У России свой уникальный народ и свой уникальный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *