Приветствую всех, кто заглянул в рубрику «Люблю читать книги»!
В последних публикациях я старалась затронуть темы, которые меня волновали: о совместном чтении родителей и детей, о детском кинематографе. Сегодня я хочу поднять не менее важную проблему, которая как-то неактивно обсуждается в СМИ. В конце 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете заимствованных слов, аналоги которых есть в русском языке. Речь идёт о защите русского языка от чрезмерных иностранных заимствований. Этим подчёркивается роль русского языка, его ценность для государства и будущих поколений.
В.Г. Белинский говорил: « Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Многогранный, яркий и образный наш язык – часть нашей культуры. Подменяя слова, мы подменяем наши ценности, нашу историю, чего делать особенно сейчас нельзя и опасно. «Язык народа – показатель его культуры, как язык отдельного человека – показатель его личности, умственного развития». Говорят, если изменить даже своё имя, может измениться судьба. Если уродлив и безграмотен язык, уродливо и мышление, и поведение, и поступки. А выгодно это, прежде всего тем, кому нужна слабая Россия. Мы всегда повторяли, что язык надо беречь и защищать, но сейчас кажется, что язык сам нас бережёт, и мы не должны его предавать, как не должны предавать свою мать, Родину, веру.
Как учитель русского языка я всегда говорила детям, что язык – живое, развивающееся явление. В нём слова рождаются, живут и умирают, уходя из употребления. Но оказывается, язык ещё может болеть. Здесь как не вспомнить печально известную героиню Ильфа и Петрова Эллочку Людоедку, словарь которой состоял из 30 слов, с помощью которых она легко обходилась в жизни. Очень часто, к сожалению, это портрет и нашего современного молодого человека. Существует ли опасность болезни языка в наше время? С уверенностью могу сказать: «Да!». Больше того она ещё и заразна, если послушать, как общаются подростки на пороге школ и гимназий!
Второй пример болезни языка ещё более страшный. В 2019 году мне не посчастливилось посмотреть спектакль «Анархия» в театре «Современник», режиссёр Гарик Сукачёв. В то время им ещё руководила Галина Волчек. Я не берусь судить о художественных достоинствах спектакля, это была премьера, в конце, когда актёры и Сукачёв вышли на поклон, зал аплодировал стоя. Знаменитые, уважаемые мною актёры: Д. Певцов и О. Дроздова, В. Мищенко и О. Ефремов просто хулиганили на сцене, ненормативная лексика лилась рекой, беззастенчиво и нагло. «Как же так может быть? — думала я, провинциальная зрительница. – Наверно, я безбожно отстала от жизни и чего-то в ней не понимаю». Гарик в своем отзыве сказал, что это был подвиг худрука театра и это круто. Я же надолго лишилась желания посещать «Современник». Да и судьба у спектакля была трагическая в буквальном смысле. В этом году театр закрыли из-за пандемии, затем умерла Г. Волчек, потом М. Ефремов был осуждён на 7,5 лет за ДТП со смертельным исходом.
Невольно вспоминаются слова Фёдора Тютчева:
//Нам не дано предугадать. //Как слово наше отзовётся,- //И нам сочувствие даётся,//Как нам даётся благодать.//
Мне очень нравится речь нашего президента. Не знаю, сам он или кто-то ему пишет эти выступления, но, безусловно, они очень грамотные, убедительные, видимо, ещё и потому, что говорятся прекрасным русским языком.
150 народов объединяет русский язык, он основа духовного единства братских народов. Но, чтобы истребить народ, достаточно истребить его язык.
Поддержим законопроект Госдумы
