«ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ — РОССИИ»

Всем привет! С вами рубрика ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ КНИГИ.

Хочу вместе с вами вспомнить о людях, которые много сделали для детей, для школы, для образования в нашей стране. К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик – отечественные педагоги, признанные одними из лучших в мире. Их исследования и методики остаются в числе используемых и уважаемых до нашего времени.

Константин Дмитриевич Ушинский– основоположник и реформатор русской научной педагогики. Он одним из первых решил уделять внимание задачам нравственного просвещения и воспитания. Его статья «О необходимости сделать русские школы русскими» несла с собой идею национальной культуры. Это было актуально и в 19-м веке, когда говорили, писали и обучали на французском языке, и в наше время, когда англицизмы заполонили наш язык. Константин Дмитриевич остался в истории ещё и как педагог-публицист, в каждой статье которого чувствуется горячая любовь к детям и родному народу. Неслучайно 200-летие К.Д. Ушинского совпадает в нашей стране с Годом педагога и наставника. А первые его учебники по начальному образованию: «Родное слово», «Детский мир. Хрестоматия» — стали основой для отечественного образования. При чтении этих научно-познавательных книг дети не только познают мир, но и учатся мыслить самостоятельно, выделять главное. Эти книги — бесценная кладезь знаний! Друзья! Присоединяйтесь к Всероссийской акции Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского»!!!
В честь основателя научной педагогики в России пройдут юбилейные торжества и откроются памятники перед Московским государственным педагогическим институтом и в г. Гатчине, где он работал (1854-1859г.г.).

Лев Семёнович Выготский известен тем, что связал между собой две отрасли науки: педагогику и психологию. Он внёс гигантский вклад в развитие детской психологии. Например, он считал, что у трудных подростков необходимо разглядеть их таланты и постараться развить их; или у плохого поведения ребёнка всегда есть причина и необходимо в ней сначала разобраться; или такое утверждение: игра – одна из форм воспитания, направлена на будущее ребёнка. Он справедливо считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологию.

Антон Семёнович Макаренко. Его новаторство в педагогике в том, что он предложил воспитывать личность в коллективе и через коллектив. Уважение к Ученику, как к Человеку, лежит в основе его педагогики гуманистического образования.
Система воспитания трудных подростков, беспризорников, показана Макаренко в «Педагогической поэме» и повести «Флаги на башнях», а потом бывшие выпускники колонии Пантелеев и Белых создали книгу «Республика Шкид». Эта тема у всех подаётся с разных точек зрения. Макаренко писал, как он воспитывал детей, изломанных бродяжничеством, а бывшие беспризорники Пантелеев и Белых, написали книгу о том, как их воспитывали. И подход к проблеме воспитания у них не расходится. То есть в воспитанниках, отбросах общества, привыкших к волчьим законам, воспитатели видели, прежде всего, человека. Воспитание человека высокой морали, строителя социализма через труд, общее дело и самоуправление давала свои положительные результаты.
Василий Александрович Сухомлинский – создатель оригинальной педагогической системы, где ребёнок является высшей ценностью. Сухомлинский писал: «Я показывал, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой…».

Симон Львович Соловейчик. Его книга «Педагогика для всех» сформировала сообщество педагогов-новаторов. Если коротко, то суть их новаторства — педагогика сотрудничества. Соловейчик писал: «Детей не надо воспитывать, с детьми нужно дружить». Он был убеждён: воспитание и образование – процесс двусторонний и дети могут нас учить. К этому, на мой взгляд, можно относиться по-разному. Однажды прочитала такое шуточное высказывание, думаю, здесь его уместно напечатать. «По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица».
А давайте поразмышляем или поспорим на эту тему. Занятно!