«Нулевые»

Дорогие читатели рубрики «ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ КНИГИ»,

приветствую вас на нашей страничке!

Я продолжаю вести разговор о книгах современных писателей — реалистов, которые взяли на себя миссию переосмыслить события последних лет нашей жизни и истории.

Еще раз назову эти имена: Андрей Геласимов, Марина Степнова, Роман Сенчин. Эти писатели не новички в современной литературе, отмеченные престижными литературными премиями. Смело идите на них в библиотеку или в книжный мир.

Сегодня я подробнее хочу остановиться на сборнике Романа СЕНЧИНА «НУЛЕВЫЕ»,  лауреате премий «Большая книга» и «Ясная поляна». Книгу  СЕНЧИНА сопровождает очень любопытная вступительная статья Сергея Белякова, историка и известного литературного критика. Без этой статьи я бы, может быть, и не запала так на «Нулевые» Сенчина. Статья написана так талантливо, что сама по себе уже является ценностью. Беляков назвал её  «Летопись прекрасной эпохи», определил временные  рамки нулевых, выделил характерные для этой эпохи черты.

«Нулевые  — время счастливого  и трудолюбивого обывателя, который не ставит перед собой великих целей. Его заботит насущное: взять ипотеку, купить приличную машину, найти хорошего репетитора для детей. Всё, что нельзя съесть, выпить, использовать, — для него непонятно».

Нулевые по Сенчину начались «той знаменитой новогодней ночью, когда Борис Ельцин в последний раз обратился к россиянам и произнёс слова: «Я ухожу». И тогда шаг за шагом, месяц за месяцем стало ясно, что живём мы совсем в другом времени. Многие считают, что это было лучшее за всю историю России время. 

Сенчин не говорит о большой политике, его героями являются простые люди, счастливые, трудолюбивые обыватели.

Одной из первых примет нового времени стали автомобильные пробки, потому что люди уже не ограничивались одной машиной в семье. Из дворов исчезли столы доминошников и старушки с лавочек. Воздух стал отравленным, там, где стояли лавочки, образовались парковки. Давняя мечта советских людей иметь машину осуществилась, так как человек с машиной в СССР – состоявшийся, успешный человек. Ещё одна примета нового времени – «шопинг», когда можно в торговом центре провести целый день, выбирая наряды. В нулевые потребление стало настоящим образом жизни. Так герой рассказа «СОРОКЕТ» (вторая половина нулевых) с удовольствием ходит по магазину, неспешно выбирая, что взять: «Юрьев ходил вдоль рядов, складывал в пакеты одно, другое, третье…баструма, сервилат, карбоната, салями, немного буженинки, несколько видов рыбы, маслины, оливки..». И это обычный человек, не очень-то преуспевающий.

Автор очень внимателен к деталям описываемого времени. Их ещё хорошо помнят люди, которым сейчас по 40 и более лет. Но очень скоро эти детали станут бесценными.  Из повести Сенчина мы узнаем, что доцент-филолог в солидном вузе зарабатывал в начале нулевых 2000 рублей, а его жена, торговавшая в сигаретами в киоске, — 2500. Сенин обычно указывает, какую колбасу, какие сыры покупают его герои. Мы знаем и ассортимент табачного ларька того времени, и заголовки статей в бульварной газете, и ещё много подробностей жизни. Но благополучие жизни очень эфемерно.

 Люди много говорят о счастье, но счастья не находят, потому что каждый год у них всё одно и то же. И у тех, кто каждый год сажает картошку и делает запасы на зиму, и у интеллигента,  который работает в пединституте, рассказывая из года в год одно и то же, а потом на экзамене слушает сбивчивые пересказы собственных лекций. Да, в нулевые высшее образование стало почти всеобщим. «Только кошки и собаки ещё не обзавелись дипломами. Получив же диплом, работают продавцами или кондукторами». Бессмысленность существования,  одна из главных тем литературы прошлого, актуальна и сейчас.

Когда же заканчиваются нулевые?  Сенчин определяет этот период 2014 годом, когда проходила Олимпиада в Сочи. «Во время эстафеты в Москве факел погас 4 раза, Олимпийский Мишка чем-то напоминал украинского президента Януковича. И странно было видеть в день закрытия мрачного, постаревшего В. Путина».

Итак, нулевые – это « эпоха гламура», конец вовсе не беззаботной, но всё же какой-то лёгкой, приятной жизни.  Мы не вправе поучать историю, «мы можем лишь изучать её законы».

Я думаю, что читать несколько  пессимистичные рассказы из сборника Сенчина следует людям, которые ещё помнят реалии этих лет. Многие упрекают автора за эту печаль и безрадостность. Иногда действительно хочется убежать от такой жизни к другому автору, или следует поискать у Сенчина более оптимистичные вещи. Но я дочитала эти истории до конца и поняла, что его герои «не сотканы из воздуха», а живут или жили рядом с писателем. И свою задачу – сохранить все приметы нулевых – автор выполнил мастерски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *